Молитва

Намаз является вторым столпом религии, без которого вера человека не может считаться истинной. Именно Намаз является первым, за что будет спрошен человек в Судный день, и последним наставлением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед смертью.

Всевышний Аллах обязал нас совершать Намазы в установленное время, сказав:

«Поистине, Намаз для верующих предписан в определенное время» (Женщины, 103).

От небрежности предостерегал нас посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Основы Ислама будут разрушаться по одному, и как только разрушится одна их них, люди цепко возьмутся за следующую (основу). Первой разрушится власть, а последней — Намаз» Ибн Хиббан.

Поэтому тот, кто проявляет небрежность к Намазу, разрушает свою веру и религию целиком.

Всевышний Аллах сказал:

«И последовали за ними потомки, которые погубили Намаз и пошли за страстями — они встретят погибель» (Марйам, 59).

Мусульмане, которые допускают подобное отношение к Намазу, не ограничиваются этим. Их вера настолько слаба, что они впадают во многие грехи и смотрят на них, как на муху.

Истину изрек Всевышний Аллах, Который сказал:

«Поистине, Намаз удерживает от мерзости и неодобряемого» (Паук, 45).

Когда же этот щит, оберегающий верующего, ломается, человек становится не в состоянии устоять перед искушением, которое обступает его со всех сторон. В результате этого разрушаются устои единобожия,таухида, и человек может впасть в один из видов лицемерия.

Поэтому небрежное отношение к Намазу является чертой лицемеров, о которых Всевышний сказал:

«Горе же молящимся, которые к Намазу своему небрежны,которые лицемерят…» (Подаяние, 4-6).

Для них Аллах уготовил долину в Аду, в которой они будут вкушать наказание.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто будет соблюдать его (Намаз), тот в день Воскресения получит свет, ясное доказательство и спасение, а кто не будет соблюдать его, тот не получит ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. В день Воскресения он окажется вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убаййем ибн Халафом» Ахмад; ат-Табарани и Ибн Хиббан назвали иснад хадиса очень хорошим.

Отказавшиеся от совершения Намаза в день Страшного суда будут собраны перед Всемогущим Аллахом рядом с вождями неверия.

Ибн аль-Каййим, да будет доволен им Аллах, сказал: «Человек не соблюдает Намаз либо потому, что он занят увеличением своего богатства и своих владений, либо из-за занятости в делах правления, либо из-за торговли. Тот, кого оторвало от Намаза богатство, будет вместе с Каруном. Тот, кого оторвало от Намаза его царство, будет вместе с Фараоном. Тот, кого оторвали от Намаза дела правления, будет вместе с Хаманом. А тот, кого оторвала от Намаза торговля, будет вместе с Убаййем ибн Халафом».

Упаси нас Аллах от этого!

Всевышний Аллах сказал:

«Овладел ими шайтан и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они — партия шайтана. О, поистине, партия шайтана — потерпевшие убыток!» (Препирательство, 19).

Кто же относится к тем несчастным, которыми овладел шайтан? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если не будут совершать (общую) молитву любые три (человека, живущие) в селении или в пустыне, шайтан обязательно возьмёт верх над ними, а поэтому следует вам молиться вместе, ибо волк пожирает лишь ту овцу, которая удаляется (от остальных) Абу Дауд.

Поэтому даже тот, кто отказывается от совершения группового Намаза, относится к партии шайтана, которую постигнет мучительное наказание. Что же тогда говорить о том, кто вообще не совершает утренний Намаз, который является фундаментом исламской религии?

Сообщается, что однажды слепой сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн Умм Мактум, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, поистине, в Медине много (ядовитых) насекомых и диких зверей»1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «(Если) ты слышишь (слова) «Спешите на молитву! Спешите к спасению!», то являйся (на молитву)» Абу Дауд.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если сыну Адама нальют в ухо расплавленный свинец, то это будет лучше, чем, если бы он услышал призыв на молитву и не отозвался на неё» Ахмад.

Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: «Пусть тот из вас, кто будет рад завтра встретить Аллаха мусульманином, неуклонно совершает эти молитвы там, где о них будут возглашать. Поистине, Аллах установил для вашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обычаи правильного пути (т.е. сунну) и, поистине,эти молитвы относятся к числу обычаев правильного пути, если же вы станете молиться в своих домах, как поступает этот (человек), остающийся у себядома, (это будет означать), что вы отказались от Сунны вашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а если вы откажетесь от Сунны вашего пророка, то непременно собьётесь с пути. Что же касается нас, то не пропускал (общей молитвы) никто, кроме лицемеров, известных своим лицемерием, и бывало так, что человека приводили (в мечеть) двое других2, чтобы (помочь занять ему место) в ряду (других молящихся)» Муслим.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Кто совершал Намаз до восхода и до заката солнца, тот не войдет в Огонь» Муслим.

Что же может быть большим признаком благого конца верующего, чем соблюдение вовремя утреннего Намаза? И что может быть большим свидетельством против человека, чем небрежность, проявленная к нему? Это — прямой путь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обязанностью каждого мусульманина является верное соблюдение его наставлений.

Всевышний повелел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и проститвам ваши грехи…»» (Семейство Имрана, 31).

Поэтому, тот, кто отворачивается от истинной религии, тот встает на путь заблуждения и заслуживает наказания Господа, и Аллах отрицает совершенство его веры и его любовь к Всевышнему Творцу. Как же скверно то, что приобретают эти невежды в этом мире, и как скверен их конец !

Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, преуспели те верующие, которые смиренны во время своих молитв, …которые бережливы к своим молитвам» (аль-Муминун 23: 1-2, 9).

Всевышний Аллах также сказал:

«Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его постигает беда, и скупым, когда его касается добро. Но это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свою молитву» (аль-Ма’аридж 70: 19-23)

Если молитва совершена между началом ее времени и концом, то она считается совершенной своевременно. Когда ангел Джибриль (мир ему) находился с пророком (мир ему и благословение Аллаха), обучая его временам намазов, в один день они совершили все пять молитв в начале их времени, а на второй день в конце. Затем Джибриль (мир ему) сказал: «О Мухаммад, совершай молитву между двух этих времен!» Ахмад 1/333, Абу Дауд 393, ат-Тирмизи 149. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаруд, Ибн аль-‘Араби, Ибн ‘Абдуль-Барр и аль-Альбани.

В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы?

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.

Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!

Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также «аль-Мухалля» 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Совмещение двух молитв в пути

Если путник решил объединить две молитвы, например, обеденную (зухр) и послеобеденную (‘аср) во время послеобеденной, то он не является тем, кто пропустил время обеденной молитвы. В Сунне есть указание на дозволенность объединения двух молитв в пути, будь это объединение в начале времени первой из объединяемых молитв, или же во время времени второй молитвы. От Анаса и других сподвижников сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) бывало совершал в пути обеденную и послеобеденную молитвы во время послеобеденной. аль-Бухари 1112, Муслим 703, 707, Абу Дауд 1/271.

Однако, как только человек проснется, или вспомнит о молитве, или исчезнет причина, пре-пятствующая совершению молитвы, как страх или принуждение, то он обязан ее совершить, вне зависимости от того, на какой промежуток суток это придется. Пророк (мир ему и благослове-ние Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.

Подобная молитва не является восполняемой, поэтому намереваясь ее совершить, человек не должен думать, что он ее восполняет, он просто далает намерение на ее совершение. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Спящий и забывший о молитве, не являются теми, кто пропустил ее. И то, что они совершают молитву, когда вспоминают или просыпаются, не считается возмещением, ибо это и является временем для той молитвы, которую проспали или забыли». См. «Маджму’уль-фатауа» 23/335.

О необходимости своевременного совершения молитвы, в каком бы состоянии не находился человек

Не дозволено пропускать совершение молитвы в установленное для нее время, даже если че-ловек находится без малого или полного омовения и не может найти ни воды, ни земли, или при наличии нечистот на одежде (наджаса), которые невозможно удалить, или при отсутствии одеж-ды для прикрытия того, что должно быть прикрыто во время молитвы. Необходимо совершать молитву в установленное для нее время, вне зависимости от положения и состояния человека. Об этом говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. «Маджму’уль-фатауа» 30/22. И это мнение многих имамов нашей общины. См. «аль-Умм» 1/79, «аль-Фуру’» 1/293, «аль-Маджму’» 1/182.

Однако это не дозволено, кроме как в том случае, когда человек действительно оказался в упомянутых ситуациях, как отсутствие воды и земли для очищения, или же отсутствие одежды для прикрытия аурата и т.д.

Доказательством тому, о чем мы говорим, является история, о которой поведала ‘Аиша. Она рассказывала: «Однажды я потеряла ожерелье, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал людей найти его. Когда же их застало время молитвы, у них не было воды, и они совершили молитву в таком состоянии. Затем они пожаловались на это посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах ниспослал аят об очищении землей (таямум)». аль-Бухари 336, Муслим 367.

Хафиз Ибн Хаджар передал слова Ибн Рашида, который сказал: «В этом хадисе содержится доказательство на обязательность совершения молитвы даже тому, кто не имеет возможность очиститься обоими способами (водой или землей). В этом хадисе указание на то, что те сподвижники совершили молитву, будучи убежденными в необходимости этого. И если бы молитва в таком положении была запрещенной, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязательно выразил бы им порицание. И это было мнением аш-Шафи’и, Ахмада и большинства мухаддисов, а также большинства сторонников имама Малика». См. «Фатхуль-Бари» 1/440.

Что же касается молитвы, совершенной в таком состоянии, то ее не следует впоследствии со-вершать заново, так как нет на это указания, и в приведенной истории не сообщается, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел им возмещать эту молитву. Имам Ибн Хазм сказал: «Кто находится в состоянии осквернения, будь-то дома или в пути, и не может найти воды или земли, то он совершает молитву в таком состоянии, в каком находится и его молитва действительна. И он не должен ее возмещать независимо от того, найдет он воду в отведенный для этой молитвы промежуток времени или же после него!» См. «аль-Мухалля» 1/363.

More articles

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*